Соловей разбойник. Кого или что олицетворяет в Русских сказках?

1
Соловей-разбойник

Соловей-разбойник — в восточнославянской мифологии — лесное чудовище, нападающее на путников и обладающее смертоносным свистом. Побеждён Ильёй Муромцем.
Ахматович, Одихмантьевич, Рахматович, Рахманов — птица рахманная, представляет собой, сложный образ, в котором есть черты птицы и человека, чудовищного богатыря.
Соловей-разбойник залег дорогу в Киев, по которой едет Илья Муромец; он тридцать лет никого не пропускает, оглушая своим свистом и ревом; его гнездо на 7 дубах, но есть у него и терем; у Соловья-разбойника есть сыновья и дочь богатырша — «перевозница». Илья привозит Соловья в Киев и за его коварство убивает его или подвергает иной казни. В одном случае Соловей-разбойник является помощником Ильи в бою, и его образ сливается с представлением о Соловье Будимировиче.
Соловей-разбойник сближается по образу с иранской птицей Симургом, с богатырями Ауладом, Кергсаром, белым дивом, а в сказке об Еруслане Лазаревиче параллель к...

0 0
2

Вернуться к списку Героев славянской мифологии >>>

Соловей - разбойник - русский былинный персонаж, вступающий как противник богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой - особым посвистом.
В образе Соловья - разбойника соединены антропоморфные черты и признаки сверхъестественного персонажа. С одной стороны, он выступает как богатырь, равный по силе Илье Муромцу. С другой стороны, в былинах Соловей изображен как чудовище, родственное Змею. Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах, и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев. От его свиста трясется земля, осыпается листва с деревьев.


Свист Соловья, "Одихмантьева сына", разными исследователями трактуется поразному. Одни видят в нем олицетворение губительного ветра, другие - посвист представителя разбойной силы, вероятнее всего - татарской, на что указывает отчество Соловья. Сила свиста такова, что:

"Темны лесушки к земле приклонилися,...

0 0

3

Со ловей-разбо йник (произносится именно Со ловей, а не Солове й) — в восточнославянской мифологии — лесное чудовище, нападающее на путников и обладающее смертоносным свистом. Побеждён Ильёй Муромцем, который отвёз его на показ князю в Киев, а затем казнил на Куликовом поле.

Происхождение образа

Легенда о Соловье найдена П.И.Мельниковым в одном из рукописных сборников XVII века и опубликована в «Нижегородских губернских ведомостях» в 1845 и 1847 гг.

Оно [предание] живет доселе в памяти народной и найдено нами лет двадцать тому назад (1867) в одном рукописном сборнике XVII столетия. Во времена стародавние, где теперь стоит Нижний Новгород, жил знатный, сильный мордвин, по имени Скворец. Он был друг и товарищ другому, такому же знатному, такому же сильному мордвину - Соловью, тому самому, что связан был Ильей Муромцем.[1]

Действительно, до христианства у мокши и эрзи были распространены имена птиц.[1]

Реальное предположение

Вероятно, что...

0 0
4

О том, кто такой Соловей-разбойник, высказывались разные предположения. Исследователи XIX века полагали, что он олицетворяет силы при роды, в частности разрушительную силу ветра. Позже были обнаружены некоторые исторические аналогии. Можно считать, что в былине о Соловье отразилась борьба за образование единого государства, которую киевские князья вели с лесными славянскими племенами, желавшими сохранить свою обособленность.

Со временем образ Соловья-разбойника вобрал в себя черты врага-захватчика. В некоторых вариантах былины он назван по отчеству – Ахматович, или Рахматович. Возможно, это воспоминание о татарском хане Ахмате, совершившем в XIV веке набег на Москву.

Имя «Соловей» в применении к злобному чудовищу кажется довольно странным. Возможно, это слово имело в древности еще какое-то, пока не выясненное значение. Но не исключено, что имя ему дано на основании древнейшего уподобления свиста бури громозвучному пению этой птицы. В образе...

0 0
5
Соловей-разбойник - это чудовищный противник героя, устрашающий врагов страшным посвистом. Имя его так или иначе связано с богом Волоса, противником громовержца. Герой (Илья Муромец в русских былинах) поражает Соловья-разбойника в правый глаз; поединок завершается разрубанием на части и сожжением его, что напоминает миф о поединке громовержца с его змеевидным противником.

Вот еще версия:
Соловей-разбойник — чудовище баснословных времен. Его крику-посвисту не убоялся один только Илья Муромец: одолел Соловья и погубил все его разбойное семейство. Привез Илья добычу в Киев-град, и князь Владимир пожелал услышать голос Соловья. Однако и он с княгиней, и весь двор едва не померли от этого невообразимого вопля, так что Илья размахнулся со всего плеча и снес Соловью голову.

В этом образе народная фантазия олицетворяла демона бурной, грозной тучи. Имя Соловья дано на основании древнейшего уподобления свиста бури громозвучному пению этой птицы.

У моряков до сих пор...

0 0
6

Главная » Сочинения » 7 класс |

Образ героя в былине «Илья Муромец и Соловей разбойник»

Средняя оценка: 4.0

Былины — неотъемлемая часть русского фольклора. Богатырь Илья Муромец — один из самых любимых героев русских былин. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» рассказывает нам о том, кто такой Илья Муромец, откуда он родом и как стал могучим богатырем.

Илья Муромец — это реальный, а не выдуманный, человек, что отличает былину от сказки. По преданию, родился он в небольшом селе Карачарове, под городом Муромом. Илья был единственным сыном у немолодых родителей — простых крестьян. Он тридцать три года просидел не выходя из дому, не в силах подняться с места. Сидел бы он сиднем и дальше, но судьба приготовила для Ильи другой путь... Проходили через село Карачарово старцы, калики перехожие, благодаря которым и стал Илья защитником Руси. Напившись заговоренной воды и сделав первый шаг, Илья, можно сказать совершил первый свой подвиг — победив самого себя,...

0 0
7

7 класс

Сочинения по русской литературе

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР БЫЛИНЫ «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»

1 вариант

Былина — это жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси (IX- XIII веков).

Термин «былина» был введен И. Сахаровым, который позаимствовал его из выражения «Слова о полку Игореве »: « по былинам сего времени » (ранее подобные произведения называли «богатырскими сказками»). Изображаемый в «богатырских сказках» мир — это Древняя Русь (Киев, Новгород, Муром, Галич, Чернигов, другие русские города), а основное содержание — рассказ о героических подвигах русских богатырей в борьбе с врагами родной земли.

Врагами Руси в былинах выступают южные кочевые племена, монголо-татарская орда. В былинах рассказывается о том, что происходило на самом деле, но реальные образы и картины неотделимы в них от фантастического вымысла, где враги — фантастические...

0 0
8

3. с сайта: labirint.ru

Это баба-Яга в сказках может быть разной: и доброй, и злой. А вот попробуйте представить себе русского богатыря «другой полярности». Как вам русский богатырь, - эгоист, трус, волшебник, язычник?!...

Анонимному автору этих сказок удалось-таки небывалое: где словечко вставит, где предложенье, а где и вовсе сюжетец обрисует:

...«Стоит Алеша, еле жив со страху»,

...«Поеду я... да убью свою суженую, тогда не надо будет и жениться»,

...«И поехал Вольга... добывать СЕБЕ славы и БОГАТСТВА»...

Сказку про Вольгу полностью выложила Иволга, - ее стоит прочитать, чтобы определиться с покупкой (а не спешить, как я, - лишь взглянув на иллюстрации и приятную цену). Как вам богатырь, который добывает (себе любимому) царство исключительно волшебством (коему обучался у волхвов-мудрецов в «горах высоких») и коварством, а после откровенно почивает на лаврах! В сказке то, что поверженный Салтык был опасен Руси, прозвучало неубедительно,...

0 0
9

…Выезжал из города из Мурома удалой казак Илья Муромец. Отстояв заутреню во Муроме, он к обедне поспешал в стольный Киевград. Но заросла дорожка прямоезжая. Тридцать лет по ней проходу и проезду нет: не пускает никого Соловей-разбойник. Как засвистит злодей по-соловьиному, как заревёт он по-звериному, как зашипит он по-змеиному — сразу тёмные леса к земле клонятся, а что есть людей — все мертвы лежат…

Дальнейшее мы знаем с детства. Илья Муромец всё-таки одолел Соловья, привёз его в Киев, показал боярам и князю Владимиру, поначалу не поверившему рассказу о поимке знаменитого и страшного разбойника, а затем казнил его. С тех пор за Ильёй установилась слава главного богатыря и защитника Руси. В образе же его противника народ выразил своё резко отрицательное отношение к силам, мешавшим единству русских земель.

Однако большинство из нас и не подозревает, что Соловей-разбойник — самый таинственный персонаж русского фольклора.

Правда, ныне такие оценки не в ходу....

0 0
10

Илья Муромец и Соловей разбойник. Русская народная сказка

Подробности Просмотров: 375

Русская народная сказка Илья Муромец и Соловей разбойник

Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Его конь, Бурушка-Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает. Доскакали они до Брынских лесов, дальше Бурушке скакать нельзя: разлеглись болота зыбучие, конь по брюхо в воде тонет. Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья настилов настелил - до сих пор по ним люди добрые ездят.

Так дошел Илья до речки Смородиной. Течет река широкая, бурливая, с камня на камень перекатывается. Заржал конь Бурушка, взвился выше темного леса и одним скачком перепрыгнул реку. А за рекой сидит Соловей-разбойник на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни змей не проползет. Все боятся...

0 0
11
...
0 0
12

1 вариант

Былины — один из самых значительных жанров творчества рус-. ского народа, выражение его высоких духовных ценностей. Основное содержание былин составляет народный патриотизм, который включает как сознание силы и мощи народа, так и идею самоотверженного служения отечеству, непримиримую ненависть к захватчикам родной земли. В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» выразилось великое народное уважение и почитание славного богатыря Ильи Муромца, основным смыслом жизни которого было служение отчизне. Добираясь в Киев, богатырь справляется сразу с двумя труднейшими задачами: во-первых, разгоняет «силушку великую» под Черниговом, а во-вторых, в сложной борьбе побеждает Соловья-разбойника.

В тексте былины образ «силушки великой» олицетворяет древних кочевников, периодически совершающих набеги на Русскую землю. Перед ними трепещут и князь Владимир, и его бояре. В былинном изображении враг силен, хитер, коварен и многочислен:

У того ли города Чернигова...

0 0
13
Урок 6 ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. БЫЛИНА «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»

Урок 6 ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. былина «илья муромец и Соловей-разбойник»

Цели: отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику; прививать любовь к историческому прошлому родины.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений, например картины: В. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье», И. Репина «Садко», И. Билибина «Дружина Вольги», иллюстрации Н. Рериха, художников Палеха и др. Послушаем, о чем ведут диалог у выставки наши ребята.

Индивидуальное домашнее задание – 2 ученика.

2. Вторая группа ребят делает сообщение о музыкальных произведениях, написанных на былинные сюжеты (с прослушиванием музыкальных фрагментов).

III. Изучение новой темы.

1. Работа с текстом по вопросам.

– К какому...

0 0
14

Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно,

А й черным-черно, как черна ворона.

Так пехотою никто тут не прохаживат,

На добром коне никто тут не проезживат,

Птица черный ворон не пролётыват,

Серый зверь да не прорыскиват.

А подъехал как ко силушке великоей,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

А й побил он эту силу всю великую.

Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,

Выходили мужички да тут черниговски

И отворяли-то ворота во Чернигов-град,

А й зовут его в Чернигов воеводою.

Говорит-то им Илья да таковы слова:

- Ай же мужички да вы...

0 0

Реклама