"Непротивление злу насилием" - философия слабаков?

1

Гениальный писатель и глубокий мыслитель Л.Н. Толстой занимает важное место в русской философии второй половины XIX в. В центре его религиозно-философских исканий стоят вопросы понимания Бога, смысла жизни, соотношения добра и зла, свободы и нравственного совершенствования человека. Он выступил с критикой официального богословия, церковной догматики, стремился обосновать необходимость общественного переустройства на принципах взаимопонимания и взаимной любви людей и непротивления злу насилием.

Для Толстого Бог - это не Бог Евангелия. Он отрицает все те его свойства, какие рассматриваются в православном вероучении. Он стремится освободить христианство от слепой веры и таинства, видя предназначение религии в доставлении человеку земного, а не небесного блаженства. Бог представляется ему не Личностью, которая может открываться людям, а туманным, неопределенным Нечто, неопределенным началом духа, живущим во всем и в каждом человеке. Это Нечто является и хозяином, велящим...

0 0
2

Лев Толстой о непротивлении злу насилием.

А.А. Гусейнов

Источник: Опыт ненасилия в XX столетии. Социально-этические очерки
/ Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Аслан, 1996.

С точки зрения русского писателя и мыслителя Л.Н.Толстого (1828-1910) драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Воплощением этого противоречия является вопрос о смысле жизни — вопрос, к которому разум подводит самой суетностью, ничтожностью жизни и который можно еще выразить так: «Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью» (23,17).

Толстой считает, что жизнь человека наполняется смыслом в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли бога, а воля бога дана нам как закон любви, противостоящий закону насилия. Закон любви запечатлен в человеческом сердце, осмыслен основателями религий, выдающимися философами, полней и точней всего он развернут в заповедях...

0 0

3
Вся его жизнь — постоянный поиск, непрерывное стремление найти правду и воплотить её в жизнь. Фото с сайта kostyor.ru Русская литература 19-го века названа философствующей литературой. В ней раскрывались темы ценности человеческого достоинства, милосердия, справедливости как высочайших ступеней нравственности в нашем далеко не совершенном человеческом мире. Эти темы переходили от одного писателя к другому. Произведения Пушкина, Гоголя, Толстого ,Достоевского, Чехова учили человека находить в жизни вещи более значимые , чем сама жизнь. Философия Льва Толстого в этой плеяде гениев занимает особое место.

Центральными в религиозно-философском учении Льва Николаевича Толстого поставлены идеи любви и непротивления злу насилием. Он называет их «истинной основой жизни человека и всего мира», специфическим человеческим свойством, поднимающим его над миром животных и соединяющим его с Богом, с истиной.

Вот слова самого Льва Толстого: «Закон жизни человеческой есть закон любви, дающей...

0 0
4

Основным принципом учения Толстого является непротивление злу насилием.

Этот принцип связан у Толстого с его особым пониманием добра и зла и с отрицанием личностного начала как божественного, так и человеческого мира. Поскольку Толстой считал добро изначальным естественным состоянием человека, то зло для него - это лишь недостаток добра: «Христос показал мне, что единство сына человеческого, любовь людей между собой не есть, как мне прежде казалось, цель, к которой должны стремиться люди, но что это единство, эта любовь людей между собой есть их естественное состояние, то, в котором родятся дети по словам его, и то, в котором живут всегда все люди до тех пор, пока состояние это не нарушается обманом, заблуждением, соблазнами».

Учение о «естественном состоянии» Толстой воспринял от Ж.-Ж.. Руссо, который утверждал, что «наиболее чистым естественным состоянием из всех является то, при котором люди наименее злы, наиболее счастливы» и что «они становятся злыми и...

0 0
5

С точки зрения русского писателя и мыслителя Л.Н.Толстого драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Воплощением этого противоречия является вопрос о смысле жизни - вопрос, к которому разум подводит самой суетностью, ничтожностью жизни и который можно еще выразить так: "Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью". Толстой считает, что жизнь человека наполняется смыслом в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли бога, а воля бога дана нам как закон любви, противостоящий закону насилия. Закон любви запечатлен в человеческом сердце, осмыслен основателями религий, выдающимися философами, полней и точней всего он развернут в заповедях Христа. Чтобы спасти себя, свою душу от тлена, чтобы придать жизни смысл, который не обессмысливается смертью, человек должен перестать делать зло, совершать насилие, перестать раз и навсегда, в том числе и, прежде...

0 0
6
Особенности фатализма в романе «Герой нашего времени» и в современном мире, глава «Фаталист» (Лермонтов М. Ю.)

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова — это история поколения 30-х годов (XIX века), поколения, которому присуща тяжелая судьба эпохи “безвременья”. Тогда все лучшее в людях терялось, потому что они не могли найти применения своим “силам необъятным”, поэтому их и называли «потерянным поколением». Но можем ли мы утверждать, что это трагедия только современников Михаила Юрьевича? Почему же до сих пор произведения великого поэта актуальны и многие поколения русских людей читают и перечитывают произведения снова и снова? Я считаю, что Лермонтов указал на многие черты, присущие как русскому обществу, так и человеку в целом, независимо от периода времени.

Помимо этого, разве сильно отличается наша эпоха от той, которую отразил поэт? Многие темы, которых коснулся автор, важны были во времена Лермонтова. Эти же темы остались актуальными и в наши дни.

И тема...

0 0
7

«Вы слышали, что сказано: „око за око и зуб за зуб“. А Я говорю вам: „не противься злому“ (Мф., гл. 5, ст. 38, 39).

Христос учит тому, чтобы не противиться злу. Учение это истинно, потому что оно вырывает с корнем зло из сердца и обиженного и обижающего. Учение это запрещает делать то, от чего умножается, а не прекращается зло в мире. Когда один человек нападает на другого, обижает его, он этим зажигает в другом чувство ненависти, корень всякого зла. Что же нам сделать, чтобы потушить это чувство зла? Неужели сделать то самое, что вызывает это чувство зла, – обидеть другого, т. е. повторить дурное дело? Поступить так – значит вместо того, чтобы изгнать дьявола, усилить его. Сатану нельзя изгнать сатаною, неправду нельзя очистить неправдою, и зло нельзя победить злом.

Поэтому непротивление злу злом есть единственное средство победить зло. Оно убивает злое чувство и в том, кто сделал зло, и в том, что понес его.

«Но, спрашивают, если мысль учения и верна, то...

0 0
8

УДК 930.1

А.Н. ФЕДЯЕВ

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ НЕПРОТИВЛЕНИЯ ЗЛУ НАСИЛИЕМ

Ключевые слова: Л.Н. Толстой, М.К. Ганди, М.Л. Кинг, принципы ненасилия, непротивление, доктрина ахимсы.

Подвергнуты сравнительному анализу взгляды трех великих идеологов концепции ненасильственного сопротивления, которые во многом получили мировоззренческое оформление в ХХв., а именно:

Льва Николаевича Толстого, Махатмы К. Ганди и Мартина Лютера Кинга. В этой триаде Л.Н. Толстой предстает основоположником идей ненасильственного сопротивления. Ганди развил идеи непротивления злу насилием на основе философских позиций индуизма и принципов ахимсы и сделал их действенным оружием в борьбе индийского народа за независимость. М.Л. Кинг завершил работу, начатую его предшественниками, и не только довел разработку положений концепции непротивления злу насилием до логического конца, но и применил их на практике, добиваясь равенства для «цветного» населения Соединенных...

0 0
9

Лекция 5. Л.Н. Толстой: непротивление злу насилием

Едва ли есть в мире хотя бы один мало-мальски образованный человек, который не знал бы имени Л.Н.Толстого и не слыхал бы о его учении про непротивление злу насилием. Скорее, трудность изучения толстовства состоит сегодня в том, что о нем написано невероятно много[1]; среди его комментаторов есть множество уважаемых людей, не сказать о мнении которых представляется проявлением невежливости и невежества. А после того, как будут перечислены все мнения всех великих, очень трудно будет пробиться через интерпретации к первоисточнику, к самому Толстому. Вполне понятно, что в одной лекции всех интерпретаций рассмотреть нельзя. Поэтому попытаемся сказать хотя бы о первоисточниках: о том, что думал сам гениальный российский писатель о непротивлении злу насилием.

Тот, кто поставит перед собою такую задачу, столкнется, опять-таки, с трудностью другого рода. Дело в том, что работы, посвященные теме ненасилия, у Л.Н.Толстого весьма...

0 0
10
больного не лечи, от града и засухи полей не оберегай, и, наконец, когда торговец-кулак хочет обмануть тебя при покупке леса — обмана его не замечает ни в коем случае его не обнаруживая...» .

Противоречие нравственного учения Толстого Розанов находит и в поступках писателя, когда тот помогал голодающим (а голод — это зло), когда Толстой приглашал медиков во время болезни своего сына. Иными словами, Розанов, одним из первых подметил, что одной любви и смирения недостаточно, чтобы противостоять злу, что непротивление злу часто превращается в пособничество ему.

Современник Розанова Н.Ф.Фёдоров также подвергал критике мысль Толстого о непротивлении злу насилием, которую Фёдоров называет «самой злой насмешкой над христианством и здравым смыслом» . Подобное непротивление, выражающееся в обыденной жизни в отказе платить подати и исполнять воинскую повинность, есть, по мнению Фёдорова, «совершеннейшая бессмыслица». «Непротивление насилием не правило, не закон, а лишь идеал;...

0 0
11

Категории:


Непротивление злу насилием 6 страница

1 Там же, с. 225-227.

и озверения, сделать из них безвольные орудия всех тех жестокостей и зверств, которые понадобятся правительству. Достигается это одурение и озверение тем, что людей этих берут в том юношеском возрасте, когда в людях не успели еще твердо сложиться какие-либо ясные понятия о нравственности, и, удаляв их от всех естестенных человеческих условий жизни: дома, семьи, родины, разумного труда, запирают вместе в казармы, наряжают в особенное платье и заставляют их, при воздействии криков, барабанов, музыки, блестящих предметов, ежедневно делать известные, придуманные для этого движения и этими способами приводят их в такое состояние гипноза, при котором они уж перестают быть людьми, а становятся бессмысленными, покорными гипнотизатору машинами: эти-то загипнотизированные, физически сильные молодые люди, снабженные орудиями убийства, всегда покорные власти правительств и готовые по его...

0 0
12

Непротивление злу насилием (значение) - в религиозно-философском учении Толстого Льва Николаевича: преодоление зла посредством покорного и пассивного его приятия (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940).

Суть своего учения писатель изложил в работах «Исповедь» (1879— 1882), «В чем моя вера?» (1884 г.).

Последователей учения Толстого называют также как «непротивленец».

Мысль "Непротивление злу насилием" из нагорной проповеди Иисуса Христа (Евангелие от Матвея, глава 5):

"Мф.5:38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
Мф.5:39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
Мф.5:40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
Мф.5:41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два."

Апостол Петр в главе 3 1-го Соборного послания развивает эту мысль:

1Пет.3:8 Наконец будьте все единомысленны,...

0 0
13

Заповеди мира, данные Христом. Главная причина отсталости человечества на пути нравственного усовершенствования. Сущность учения о непротивлении злу насилием. Пассивное сопротивление. К вопросу о свободе воли.

Все учение Христа состоит в том, чтобы дать Царство Бога -- мир -- людям. В нагорной проповеди, в беседе с Никодимом, в послании учеников, во всех поучениях своих Он говорит только о том, что разделяет людей и мешает им быть в мире и войти в Царство Бога. Все притчи суть только описания того, что есть Царство Бога и что только любя братьев и будучи в мире с ними, можно войти в него.

Заповеди мира, данные Христом, простые, ясные, предвидящие все случаи раздора и предотвращающие его, открывают это Царство Бога на земле. Этих заповедей пять, и ими-то должны руководствоваться люди в своих взаимных отношениях.

Первая заповедь говорит: будь в мире со всеми, не позволяй себе считать другого человека ничтожным или безумным (Мф. V , 22). Если нарушен мир, то все...

0 0
14
Никогда и ничего путного, тем более позитивного не выйдет, если фундамент какого-либо акта - замешан на злости и ненависти.
Больше всего осознавая роль этой цитаты в жизни поражаешься, насколько катастрофически быстро растут, как грибы после дождя святые противники зла, защитники заповедей Евангелия, которые в своем фанатизме превосходят все мыслимые и немыслимые формы человеческого стремления жить по правилам общества, которые не прочь писать эти правила, а реализовывать будь любезен ты сам.
Их "благочестивые" мотивы, с лихвой искупают все возможные издержки. В группу злодеев, которых нужно предать анафеме или аутодафе=))) входят лица на лбу у которых клеймо. Штамп поставили - следующий!
Это неизменно приводит к мысли, что борцы за добро и чистоту помыслов, порядочность и высокое звание челвоека, вполне себе могут в качестве превентивных мер сажать в тюрьмы людей только по подозрению в намерении совершить преступление. Та, да как в "Особом мнении"
Как...
0 0
15

Философский анализ необходимости сопротивления злу и определения его границ. Рассмотрение проблемы сопротивления злу силой на пути духовного развития человека во взглядах Ильина. Учение о насилии и ненасилии в интерпретации противления добра злу.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правительство Российской Федерации

Московский институт электроники и математики

Национального исследовательского университета

“Высшая школа экономики”

Кафедра философии

Реферат по теме

«Критика Ильиным теории «непротивления злу насилием» Л.Н.Толстого»

по дисциплине «История русской философии»

Москва 2014

Введение

Иван Александрович Ильин многими воспринимается сегодня как главным образом решительный критик Л.Н.Толстого. Однако это мнение лишь частично дает представление о характере взглядов этого...

0 0

Реклама