Какие средства выразительности в творчестве Лермонтова?

1
Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»

План

В сознании читателей и исследователей представление о Лермонтове ассоциируется с некоей загадочностью, таинственностью. Но все же за сравнительно непродолжительный период его жизнедеятельности им было создано огромное количество бессмертных и гениальных произведений. Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» поможет глубже проникнуть в суть проблем того времени и понять, что творилось в сознании и в душе гениального автора.

История создания

Основной этап жизни М.Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века. Для этого периода характерно состояние застоя и отсутствие каких бы то ни было нравственных и духовных ценностей. Лермонтов, будучи настоящим поэтом, не мог относиться к происходящему смиренно. Именно поэтому львиная доля написанных в этот период стихотворений относится к гражданской лирике. Его творения наполнены горечью, безысходностью, протестом. Но в то же самое время Лермонтов-поэт совершает попытку создать...

0 0
2
Сложное предложение как средство выразительности в лирике М.Ю. Лермонтова

Разделы: Литература

Цели:

На примере лирики М.Ю.Лермонтова закрепить и углубить знания учащихся о сложном предложении, его структуре; показать контекстуальную роль союзов в поэтическом тексте. Формировать навыки лингвистического анализа текста, его интерпретации. Воспитывать вдумчивое чтение, развивать образное мышление. Приобщить учащихся к творчеству поэта, вызвать интерес к дальнейшему знакомству с его произведениями.

Вид урока: интегрированный.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение.

Ход урока

I.Организация урока. Вступительное слово учителя.

Презентация

Слайд 1. Портрет поэта. Музыка. 1 мин. 40 с.

Чтение стихотворения “Родина”

- О чем это стихотворение?

- Как называет поэт свое чувство в 1-й строке?

Слайд. Ключевые слова. 1 мин.

Странной, противоречивой и в то же...

0 0

3
В начале стихотворения автор описывает полуночное небо и песню ангела. «И тихую песню он пел», «Внимали той песне святой». Лермонтов характеризует песнь ангела как чистую, небесную, неземную, божественную. «Хвала его непритворна была» — в этой фразе Лермонтов хочет показать контраст между земным миром и небесным. Его угнетала ложь, притворство и та неискренность, которая свойственна земному миру и он страдал от этого.

О земном мире поэт пишет следующее «мир печали и слез», «скучные песни земли». В этих фразах отношение Лермонтова к земле, которую он ставит в противовес небесному миру.

«Долго на свете томилась… желанием чудным полна» так Лермонтов пишет о душе, которую Ангел принёс на землю. Так же как и душа поэта томилась в мечтах об иной жизни, «среди ледяного, среди беспощадного света», так он характеризует состояние души в земном мире.
Само стихотворение «Ангел» словно песнь ангела, он мелодичное его хочется слушать и внимать ему.
А образ ангела, воспетый в...

0 0
4

Викторина для 9-го класса по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова

Цель: закрепить и обобщить знания учащихся по биографии и творчеству великого поэта и писателя.

Задачи:

1) развивать познавательный интерес, повышать творческую активность учащихся;

2) прививать любовь к классике.

1. Вопросы по биографии М.Ю. Лермонтова.

1.1. В каком городе родился Лермонтов? (Москва)

1.2. Где прошло его детство? (с. Тарханы Пензенской губернии)

1.3. Кто воспитывал Лермонтова? (бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева)

1.4. Какое учебное заведение в Петербурге окончил Лермонтов? (Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров)

1.5. Сколько раз Лермонтов был ссылке на Кавказе? (2)

1.6. Почему его отправили в ссылку в первый раз? (за стихотворение "Смерть поэта")

1.7. С кем и из-за чего у него произошла дуэль, за которую он был отправлен в ссылку во второй раз? (дуэль с сыном французского посланника де...

0 0
5

Лирику М. Ю. Лермонтова часто отличают пессимистические нотки и безверие. Одна из причин этого кроется в биографии поэта (ранняя смерть матери и разлука с отцом, длительная болезнь и т. п.). Другая в большей мере связана с исторической эпохой, в которую он жил. Именно таким настроением проникнуто стихотворение «Дума». Лермонтов с горечью говорит в нем о бесславной судьбе своего поколения.

Время создания

Стихотворение было написано в 1838 году и опубликовано в «Отечественных записках» в январе 1839-го. К его созданию Лермонтова подтолкнуло общение с декабристами (с одним из них он сошелся довольно близко) во время ссылки на Кавказ. Поэта поразили стойкость несломленного духа и верность идеям. Это были те качества, которых он не находил в своих сверстниках.

После расправы над декабристами в стране наступило время реакции, и любая деятельность стала невозможной. В результате большая часть молодых образованных дворян, на которых возлагались надежды по...

0 0
6

На первый взгляд может показаться, что обозначенные стихотворения относятся к так называемой пейзажной лирике и описывают лишь картины природы. В этом, несомненно, есть доля правды. Но лишь ее доля. Ни в коем случае нельзя забывать, что лирика – это всегда выражение мыслей и чувств автора, и речь в любом стихотворении всегда идет о человеке, о его чувствах, его бедах, мыслях, переживаниях. И утес – это не бездушная скала, которой прихотливое воображение поэта придало способность мыслить и лить слезы, это – метафорическое изображение одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы заботиться и кому он был бы дорог. И сосна – метафора одинокого человека в холодном, враждебном мире, а утешение ему могут принести лишь сонное забытье и мечты. И «тучки небесные» – все это о человеке!.. То, почему нам оказываются так близки, так понятны образы, созданные поэтом, очень хорошо выразил В. Г. Белинский: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем – о человечестве,...

0 0
7

Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».

Класс: 6

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели:

познакомить учеников с личностью поэта, его произведением "Листок"; развивать умение анализировать стихотворение, применяя изученные изобразительно-выразительные средства; формировать навык выразительного чтения стихотворения; воспитывать внимательность к слову, любовь к классической литературе, живописи.

Задачи:

Знать/понимать:

1.Какова главная идея стихотворения.

2.Выявить авторскую позицию.

3.В чем состоит нравственная ценность стихотворения.

4.Какими художественными приемами автор создаёт образы и картины.

Уметь:

1.Находить способы создания образов и картин.

2.Находить способы выражения авторской позиции.

3.Определять и выражать собственную позицию в оценке героев и событий произведения.

Оборудование урока:

ПрезентацияЛермонтов. Листок.ppt (1,5...

0 0
8

Методическая разработка интегрированного урока

Учителя Дмитриевой Людмилы Викторовны ГБОУ СОШ № 420

Класс: 9

Предмет: русский язык, литература.

Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.

Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».

Цели урока: познакомить учащихся со сравнением и его разновидностями, способами выражения, ролью в тексте; формировать умение использовать сравнение в своей речи; развить речь, воображение, вызвать интерес к языковым явлениям, к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Всё познаётся в сравнении.

Конфуций.

Этапы урока с содержанием учебного материала, видов деятельности учителя и учащихся.

ВВОДНАЯ БЕСЕДА.

На прошедшем недавно уроке мы с вами характеризовали художественный стиль речи. Давайте вспомним, какова основная функция этого стиля? С какой целью создаются художественные тексты? Какие языковые средства характерны для данного стиля? Какие виды...

0 0
9
Изобразительные и выразительные средства в поэмах Лермонтова

А.С. Пушкин в своем творчестве первым в стихах и поэмах изобразил яркую, пёструю и красивую картину Кавказа. М.Ю.Лермонтов продолжил, углубил эту традицию в своих стихах, в поэмах и в романе «Герой нашего времени». Писатель показал нам свободолюбивый дух людей, неповторимость обычаев и традиций, экзотические детали одежды. Поэмы Лермонтова представляют собой очень неоднородные произведения, но лучшие из них — «Демон» и «Мцыри» — высочайшие вершины русской романтической поэзии.

Для анализа изображения Кавказа мы взяли три его поэмы: «Беглец», «Мцыри» и «Демон». «Беглец», по определению автора, — «горская легенда», отразившая знакомство поэта с историей, бытовым укладом и фольклором народов Кавказа; «Демон» — восточная повесть с изображением природы Кавказа, быта, обычаев; и, наконец, «Мцыри» — тоже показывает нам всю красоту и прелесть Кавказа. И в каждой из этих повестей поэт раскрывает разные образы. Например, в...

0 0
10

Урок литературы

Разбирая язык художественного произведения, постигается идея, мировосприятие автора и персонажа, тем самым совершенствуются навыки филологического анализа текста. В процессе исследовательской деятельности формируется аналитическое и креативное мышление, развиваются исследовательские умения. Работа в творческой группе способствует развитию коммуникативных навыков, помогает учащимся реализовать свои возможности и способности.

Цели:

1. Совершенствовать умения:

проводить исследовательскую работу; определять в поэтическом тексте роль изобразительно-выразительных средств языка; анализировать произведение в единстве формы и содержания.

2. Формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха.

3. В атмосфере сотрудничества предоставить условия для эстетического развития учащихся, закрепить способность получать эстетическое...

0 0
11

Тема 11. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ КАК ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ПУШКИНСКИХ ЯЗЫКОВЫХ ТРАДИЦИЙ, ОБОГАТИВШИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК НОВЫМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ

План:

Стилевые черты в произведениях М.Ю. Лермонтова, обусловленные влиянием творчества А.С. Пушкина и устного народного творчества. Использование М.Ю. Лермонтовым традиционных поэтических средств и средств народной речи.

Особенности лермонтовского синтаксиса и стиля. Индивидуальные черты в языке и стиле произведений М.Ю. Лермонтова.

Своеобразие прозы М.Ю. Лермонтова (от «Вадима» через «Княгиню Лиговскую» к «Герою нашего времени»).

Значение М.Ю. Лермонтова в истории русского литературного языка.

11. 1. Стилевые черты в произведениях М.Ю. Лермонтова, обусловленные влиянием творчества А.С. Пушкина и устного народного творчества. Использование М.Ю. Лермонтовым традиционных

поэтических средств и средств народной речи

М.Ю. Лермонтов – преемник и последователь А.С. Пушкина, стремившийся найти...

0 0
12
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- СКОПИРУЙТЕ ССЫЛКУ НИЖЕ И ВСТАВЬТЕ В АДРЕСНУЮ СТРОКУ БРАУЗЕРА: ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- http://avoheqo.imgurm.ru/6/42/analiz-stihotvoreniya-lermontova-rodina-sredstva-vyrazitelnosti ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- АВТОРАМ ВЫРАЖАЕМ БЛАГОДАРНОСТЬ ...
0 0

Реклама