Как сформулировать проблему в сочинении ЕГЭ по русскому языку?

1
Как правильно сформулировать проблему в тексте?

28.04.2016

Формулировать проблему можно или вопросом (обычно такие вопросы приводятся в информации-ключе в скобках), или через родительный падеж (проблема чего?). Во втором случае нужно быть внимательным, иначе можно потерять сразу 8 первичных баллов.

Если написать "проблема отношения детей к родителям" - все в порядке. Это то же самое, что вопрос "как дети должны относиться к родителям". На такой вопрос можно дать четкий ответ, формулируя позицию автора.

А если пишем "проблема милосердия" - уже ничего не понятно. Проблема проявления, отсутствия, необходимости милосердия? Что за проблема у милосердия? О чем писать в позиции автора? Здесь проблема не сформулирована вообще, а только названа тема, и мы теряем баллы за К1, К2, К3, К4.

На экзамене часто попадаются такие тексты, в которых невозможно сформулировать проблему через простейшую конструкцию с родительным падежом.
ПРОБЛЕМА (чего?) :...

0 0
2

Проблемные вопросы, которые могут быть заданы, выявляются и далее формулируются в зависимости от содержания текста. Если в задании отрывок из произведения, который содержит диалоги родителей и детей, и этот диалог говорит о том, что в их отношениях не все гладко, то можно смело писать о "проблеме отцов и детей". Если в отрывке говорится о том, что человек не может найти свое место в жизни, мечется из стороны в сторону, меняет работу и друзей, совершает нелогичные и странные поступки, то можно сказать о проблеме "лишнего человека", о социопатии, етс. Текст, рассказывающий о лени и инфантильности, свидетельствует о проблемах воспитания, иждивенчестве и т.д. Главное - понять смысл заявленного текста, уловить его посыл и "нерв". Хорошим подспорьем будет знание произведений литературы, то есть лучше читать больше и чаще думать о...

0 0

3
2. Формулировка проблемы, затронутой в тексте. Достаточно одной. Нельзя путать понятия “тема” (о чем текст) и “проблема” (конфликт или вопрос). Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже (например, проблема одиночества).

Надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

Если вы считаете, что вы уловили проблему, но не знаете, единственная ли она в тексте, то не рискуйте. Просто напишите:

...

0 0
4
Небольшой урок на тему нахождения и формулировки проблемы в экзаменационном тексте части C ЕГЭ по русому языку.

Существует три основных способа формулировки проблемы

То есть можно сформулировать своими словами, процитировать либо сформулировать в виде вопроса.

Типовые конструкции (клише) которыми вы можете воспользоваться при формулировании проблемы. Вместо многоточия необходимо подставить проблему.

Рассмотрим основные группы проблем:
Человек и общество;
Человек и природа
Человек и культура/искуство.

Проблемы из группы "человек и общество"

Приблизительные проблемы из второй группы которые можно найти в тексте

И наконец примеры из третьей группы

Типичные ошибки:

Непонимание проблемы или неумение её сформулировать;
Расширение или сужение проблему;
Чрезмерное цитирование текста;
Замена проблемы авторской позицией.

Обратите внимание что в тексте может быть...

0 0
5

Инструкция

Внимательно прочитайте текст. Подумайте, над чем рассуждает автор, что его волнует. Помните, что в основе проблемы всегда лежит противоречие, конфликт. По сути, проблема - это предмет обсуждения, некая трудность, предмет спора, полемики.Проблема часто скрывается за поступками и речью героев, фактами биографии, историческими событиями, которые являются как бы иллюстрацией проблемы.

Существует несколько типов проблем. Определите, к какому типу относится ваш текст. Философские: развитие общества, место человека в мире людей, поиски смысла жизни.
Социальные: устройство и жизнь общества, создание правового государства, соблюдение прав человека.
Политические: деятельность государственной власти, законы гражданского общества, ужасы терроризма, национализма и шовинизма, причины международных конфликтов и войн.
Нравственные: духовная жизнь человека, взаимоотношения людей (эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, честь и бесчестье, дружба и...

0 0
6

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор.

Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? Проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».

Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме, которая

находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно;

дает большой простор для выражения мысли, т.е. соответствует вашим знаниям, жизненному и читательскому опыту.

Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах....

0 0
7

МОУ «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №2»

Разработка урока

«Подготовка к написанию сочинения. Как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста»

Автор

учитель русского языка

и литературы

Смолякова

Людмила

Анатольевна

Белокуриха, 2011

Подготовка к написанию сочинения. Как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста?

Цели урока:

Познавательный аспект: подготовить учащихся к написанию сочинения, привить умение анализировать содержание текста, самостоятельно формулировать и комментировать проблему;

Развивающий аспект: развивать речь путем обогащения и усложнения её смысловой функции; развивать логическое и творческое мышление (анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать), совершенствовать навыки анализа текста;

Воспитательный аспект: развивать систему ценностных отношений к родному языку, воспитывать уважительное отношение к...

0 0
8

Русский язык ЕГЭ Часть С

Как сформулировать проблему текста

ЕГЭ по русскому языку предполагает написание выпускниками сочинения по данному тексту. Одним из важных критериев оценки творческой работы является формулировка проблемы.

Как сформулировать проблему текста. Пошаговый алгоритм

1. Внимательно прочитайте текст. Подумайте, над чем рассуждает автор, что его волнует. Помните, что в основе проблемы всегда лежит противоречие, конфликт. По сути, проблема - это предмет обсуждения, некая трудность, предмет спора, полемики. Проблема часто скрывается за поступками и речью героев, фактами биографии, историческими событиями, которые являются как бы иллюстрацией проблемы.

2. Существует несколько типов проблем. Определите, к какому типу относится ваш текст. Философские: развитие общества, место человека в мире людей, поиски смысла жизни. Социальные: устройство и жизнь общества, создание правового государства, соблюдение прав человека. Политические:...
0 0
9

Специально для тебя мы бережно и тщательно отобрали только лучшие советы по написанию сочинения, пообщались с педагогом Татьяной Алтуховой и нашли примеры уже готовых работ. В общем, читай и сдавай ЕГЭ на 100 баллов. Начнем с начала:

Ты открываешь текст и…

Читаешь не его, а задание, прописанное в каждом КИМе. Оно поможет тебе составить план будущего сочинения. Как вычленить из задания самое важное, рассказывает Татьяна Алтухова, эксперт по подготовке к ЕГЭ по русскому языку:

на пи ши те со чи не ние по про чи тан но му тек сту.
Сфор му ли руй те одну из про блем, по став лен ных ав то ром тек ста.
Про ком мен ти руй те сфор му ли ро ван ную про бле му. Вклю чи те в ком мен та рий два при ме ра-ил лю стра ции из про чи тан но го тек ста, ко то рые, по Ва ше му мне нию, важны для по ни ма ния про бле мы ис ход но го тек ста (из бе гай те чрез мер но го ци ти ро ва ния).
Сфор му ли руй те по зи цию ав то ра (рас сказ чи ка). На пи ши те,...

0 0
10

Подготовка к сочинению

Как написать сочинение

Общие сведения по написанию сочинения

В первую очередь необходимо помнить, что твое сочинение должно строго отражать пункты, заложенные в критериях оценивания. А именно:

· формулировка проблемы исходного текста (одной!)

· комментарий к ней

· отражение позиции автора

· аргументация своего мнения (2 аргумента, один из которых- на основе читательского опыта)

Кроме того, как и обычное сочинение, твоя работа по части С должна обладать смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения. Не забывай про абзацы! Каждая часть – микротема- должна быть оформлена отдельным абзацем. Исключение- аргументы, если они развернуты, можно оформить каждый аргумент с «красной» строки

Сочинение по данному тексту (задание уровня «С») может иметь следующую композицию:

1.Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).
...

0 0
11
Сочинение на ЕГЭ по русскому языку - самая сложная часть работы. Задание 25 – это задание повышенной сложности и самое «весомое» по первичным баллам.

Даже если вам кажется, что вы не справитесь с этим заданием, потому что не знаете, как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку, рекомендую всё же приступить к работе, поскольку задание 25 КИМ ЕГЭ оценивается не в целом, а по отдельным критериям, поэтому важен каждый абзац.

Впрочем, сочинение по русскому языку на ЕГЭ не выходит за рамки школьной программы, следовательно, справиться с ним не так сложно даже ученику, который не прилагал больших усилий по подготовке к ЕГЭ. Достаточно внимательно читать пояснение к заданию 25: в нём содержится краткий план сочинения.

Это значит, что необходимо найти в тексте несколько проблем и выбрать из них ту, которую вы сможете раскрыть. Надо различать тему текста и проблему. Тема – то, о чём говорится в тексте. Проблема – то, что волнует автора, то есть зачем этот текст написан. Тема в...

0 0
12

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

(задание 25 ЕГЭ)

Тема урока: Проблема текста. Выявление и формулировка основной проблемы текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Тип урока: урок-практикум.

Цели урока

Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные: формирование навыка узнавать проблему или проблемы, поставленные автором, умение аргументировать хотя бы одну из них, формирование способности видеть позицию автора и сопоставлять её с собственной позицией составлять алгоритм действия, развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.

Оборудование: тексты для работы; памятки для учащихся; презентация...

0 0
13
ЕГЭ и ОГЭ / ГИА. Информационный образовательный портал. Подготовка к экзаменам

Постановка проблемы, вопросов и задач в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку

Синонимы к термину проблема: вопрос, задача. Помните, что в основе проблемы может лежать некое противоречие, конфликт, конфликтная жизненная ситуация (проблема отцов и детей, например). По сути, проблема — это предмет обсуждения, то, ради чего автор создал свой текст.

ВАЖНО! ...

От того, насколько верно вы поймёте проблему текста и сформулируете её (помните, что в тексте может быть несколько проблем, тогда можно говорить о проблематике, но вам достаточно сформулировать в сочинении лишь одну проблему), будет зависеть всё ваше сочинение, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и...

0 0
14
Как сформулировать проблему исходного текста?

Цели урока:

Познавательный аспект: дать понятие «проблема», речевые клише для определения проблемы, установить связь проблемы, обсуждаемой автором исходного текста, с темой; Развивающий аспект: развивать речь путём обогащения и усложнения её смысловой функции; развивать логическое и творческое мышление (анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать); Воспитательный аспект: развивать систему ценностных отношений к родному языку; создавать условия для развития коммуникативных навыков через работу в малых группах.

Оборудование:

Cловари, тетрадь, слайдовая презентация, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Мотивирование

Сообщение темы. Формулировка вместе с уч-ся цели и задачи изучения нового материала. Показ практической значимости изучения данной темы, мотивация уч-ся к её освоению.

3. Работа по теме урока

Вопросы теории

...
0 0
15
Бойко Л.В., учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ № 39 пос. Дальнее Поле Песчанокопского р-на Ростовской обл.


Урок русского языка в 11 классе

Тема: «Способы выявления и формулировки проблемы в сочинении на ЕГЭ»

Цель урока: научить выявлять проблему в тексте, формулировать ее и излагать письменно.

Задачи урока:

образовательные:


познакомить с понятием «проблема текста», с видами проблем;

формировать умение выявлять проблему текста;

формировать умение формулировать проблему;

развивающие:

развитие логического мышления, речи;

развитие творческих способностей;

воспитательная:

воспитывать интерес и внимательное отношение к русскому языку.

Тип урока: развитие речи

Аннотация.

На представленном уроке формируются навыки написания той части сочинения, в которой выпускник должен выявить проблему в...

0 0
16
Не секрет, что самой трудной частью работы ЕГЭ по русскому языку является часть 2, написание cочинения по исходному тексту. Если выполнить правильно всю часть 1 и, не приступив к эссе, то ваш тестовый балл будет не выше 60.
Как подготовиться к написанию сочинению и получить максимальный балл? В этой статье мы подробно разберём все аспекты выполнения задания №25 по русскому языку.

Писать эссе следует по следующему плану:
I. Вступление.
С чего можно начать эссе:
...

0 0

Реклама