Как правильно выявить проблему в тексте при написании сочинения ЕГЭ?

1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

(задание 25 ЕГЭ)

Тема урока: Проблема текста. Выявление и формулировка основной проблемы текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Тип урока: урок-практикум.

Цели урока

Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные: формирование навыка узнавать проблему или проблемы, поставленные автором, умение аргументировать хотя бы одну из них, формирование способности видеть позицию автора и сопоставлять её с собственной позицией составлять алгоритм действия, развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.

Оборудование: тексты для работы; памятки для учащихся; презентация...

0 0
2

Русский язык является обязательным предметом для сдачи на ЕГЭ, поэтому к нему должны готовиться все без исключения. Одним из труднейших заданий на экзамене считается сочинение, высокую оценку за которое заслужить не так-то просто. Чтобы набрать наивысший балл за свою творческую работу, необходимо основательно подготовиться и разобраться, как правильно писать эссе и какие критерии нужно соблюдать. Обо всех нюансах расскажет наш материал.

Советы по написанию эссе

1. Вникните в тему сочинения и постарайтесь четко понять, о чем в нем будет говориться. Сделайте акцент на название при его наличии: зачастую именно название позволяет экзаменуемому определить основную идею представленного материала. Также важно дать свой комментарий к заголовку, но если он отсутствует, то не нужно придумывать свой вариант.

2. Проанализируйте статью и выявите ее основную проблему. Ответьте на вопросы: какие темы поднимает автор в своей работе и что он хочет донести до читателя? Здесь...

0 0

3
Небольшой урок на тему нахождения и формулировки проблемы в экзаменационном тексте части C ЕГЭ по русому языку.

Существует три основных способа формулировки проблемы

То есть можно сформулировать своими словами, процитировать либо сформулировать в виде вопроса.

Типовые конструкции (клише) которыми вы можете воспользоваться при формулировании проблемы. Вместо многоточия необходимо подставить проблему.

Рассмотрим основные группы проблем:
Человек и общество;
Человек и природа
Человек и культура/искуство.

Проблемы из группы "человек и общество"

Приблизительные проблемы из второй группы которые можно найти в тексте

И наконец примеры из третьей группы

Типичные ошибки:

Непонимание проблемы или неумение её сформулировать;
Расширение или сужение проблему;
Чрезмерное цитирование текста;
Замена проблемы авторской позицией.

Обратите внимание что в тексте может быть...

0 0
4
Не секрет, что самой трудной частью работы ЕГЭ по русскому языку является часть 2, написание cочинения по исходному тексту. Если выполнить правильно всю часть 1 и, не приступив к эссе, то ваш тестовый балл будет не выше 60.
Как подготовиться к написанию сочинению и получить максимальный балл? В этой статье мы подробно разберём все аспекты выполнения задания №25 по русскому языку.

Писать эссе следует по следующему плану:
I. Вступление.
С чего можно начать эссе:
...

0 0
5

С1.

Сочинение. Информационная обработка текста.

Видео урок для успешного написания сочинения

Сначала рекомендуем посмотреть видео, после него будет легче воспринять написанное ниже.

Еще можно посмотреть Реальные тексты сочинений ЕГЭ (образцы).

Ознакомься с критериями, по которым оценивались сочинения-рассуждения учащихся:

Критерии и нормативы оценки задания С

Не правда ли, непонятно, как написать рассуждение, учитывая все эти критерии? Поэтому предлагаем тебе посмотреть следующие материалы 5-ege.ru: шаблоны к сочинениям ЕГЭ, план сочинения ЕГЭ и варианты композиции сочинения, которые включают критерии К1-К5:

Критерий К6, с одной стороны, включает использование в сочинении (или, как некоторые называют его, эссе) синонимов, синонимичных сочетаний, фразеологизмов, эпитетов, отсутствие повторение слов и т.д., а с другой – использование клише (устойчивых фраз). Поэтому список этих клише ты встретишь...

0 0
6
А.Г. НАРУШЕВИЧ
Методика подготовки к ЕГЭ
Написание сочинения

Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий?
Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ
по русскому языку

Основные требования к содержанию сочинения сформулированы в задании С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая...

0 0
7
В тексте, как правило, несколько проблем.

При написании эссе ученик должен выявить ОДНУ проблему и рассуждать о ней. Можно упомянуть, что автором поднято несколько проблем, одной из которых является проблема (чего? - в Род. падеже) , например, проблема бережного отношения к родному языку.
Вторая часть сочинения - комментарий по тексту. Это значит, что Вы работаете над текстом автора как исследователь! Никакого пересказа! Вы наблюдаете, КАК автор размышляет над проблемой: что его тревожит, чего он опасается, в помощью каких аргументов доказывает свои тезисы. Избежать прямого пересказа помогают деепричастные обороты: Тревожась о судьбе родного языка, автор проводит параллели языка сегодняшнего с языком, проверенным временем, обращается к вечно живым образцам языка русских писателей-классиков.. . и т. д. ПРИВЕТСТВУЕТСЯ использование риторических вопросов, риторических восклицаний: Как же убого и ничтожно звучат современные полуцензурные фразочки из уст телеведущих по сравнению с...

0 0
8

Во второй части курса речь пойдёт о проблеме текста.

Другие части курса:

Часть 1 - основные сведения.
Часть 3 - комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 4 - позиция автора.
Часть 5 - аргументация собственного мнения по проблеме.

Проблема текста — это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Выявление и формулирование проблемы — важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.

Типы проблем

Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста.

Способы выявления проблемы

Выявление проблемы — это всегда процесс обобщения. Ваша задача — за конкретными поступками героев, фактами биографии...

0 0
9

Использование цитирования при написании сочинения ЕГЭ.

При написания сочинения части С ЕГЭ выпускнику необходимо умение аргументировать своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста. Требуется не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы. Для выполнения этих требований можно прибегнуть к цитированию.

Цитата—точная, достоверная выдержка их текста, помогающая при написании сочинения убедить в выдвигаемых положениях и придающая достоверность сказанному.

Цитировать надо точно, воспроизводя текст слово в слово. Неточность цитирования или искажение цитаты приведут к фактической ошибке и к тому, что аргумент будет не засчитан.

Выпускникам целесообразно дать следующие советы.

Если вы помните только часть цитаты, эту часть и заключайте в кавычки, пересказав остальное своими словами. Если же цитата приводится в сокращенном виде, то вместо пропущенных слов ставьте...
0 0
10
Написание сочинения на ЕГЭ Урок 1. ПРОБЛЕМА ТЕКСТА

Ключевые вопросы урока: -Что такое тема? -Как выявить проблему текста? -Как сформулировать проблему текста? Проблема-это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например,: проблема окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

Категории проблем: -философские -социальные -политические -экологические -нравственные

Пробочное воспитание В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят- удивляются: вылитый отец! И назвали сына Штопором. Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все- потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится. Носит отец домой пробки- специальные...
0 0
11

Творческая часть ЕГЭ по русскому языку (сочинение) призвана проверить и объективно оценить коммуникативную компетентность учащихся. Основные требования к содержанию сочинения сформулированы в задании С1:

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Каждое сочинение проверяется двумя экспертами. При оценке работы эксперты учитывают:

насколько адекватно, глубоко и полно был понят смысл прочитанного текста; проявлена ли способность зрело судить о проблемах, затронутых в тексте: насколько ясно и убедительно изложена позиция и, если она не совпадает с авторской, вежливо ли, корректно обоснована точка...
0 0
12

Вам понадобится

Ручка, бланк ответа

Инструкция

Прочитайте текст, по которому вам предстоит написать сочинение. Сформулируйте одну из проблем, которая в нем поднимается. Выберите наиболее яркую из всех тем, которые заявлены в тексте или ту, которая наиболее близка и понятна лично вам. Назовите ее в нескольких простых, но при этом емких фразах.

Прокомментируйте названную проблему. Представьте, что вам необходимо объяснить ее суть человеку, который впервые с ней сталкивается. Расширьте свою мысль из вступления в нескольких (2-4) предложениях. Но помните, что это не ваша трактовка проблемы, а только объяснение того, что есть в предоставленном вам тексте.

Обозначьте позицию автора относительно той проблемы, которую вы выбрали. Назовите и объясните точку зрения автора, но не пытайтесь «додумать» за него то, что он не говорил в своем выступлении.

Определите свою точку зрения по проблеме. Вы можете согласиться с автором, опровергнуть его...

0 0
13
Бойко Л.В., учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ № 39 пос. Дальнее Поле Песчанокопского р-на Ростовской обл.


Урок русского языка в 11 классе

Тема: «Способы выявления и формулировки проблемы в сочинении на ЕГЭ»

Цель урока: научить выявлять проблему в тексте, формулировать ее и излагать письменно.

Задачи урока:

образовательные:


познакомить с понятием «проблема текста», с видами проблем;

формировать умение выявлять проблему текста;

формировать умение формулировать проблему;

развивающие:

развитие логического мышления, речи;

развитие творческих способностей;

воспитательная:

воспитывать интерес и внимательное отношение к русскому языку.

Тип урока: развитие речи

Аннотация.

На представленном уроке формируются навыки написания той части сочинения, в которой выпускник должен выявить проблему в...

0 0
14

Специально для тебя мы бережно и тщательно отобрали только лучшие советы по написанию сочинения, пообщались с педагогом Татьяной Алтуховой и нашли примеры уже готовых работ. В общем, читай и сдавай ЕГЭ на 100 баллов. Начнем с начала:

Ты открываешь текст и…

Читаешь не его, а задание, прописанное в каждом КИМе. Оно поможет тебе составить план будущего сочинения. Как вычленить из задания самое важное, рассказывает Татьяна Алтухова, эксперт по подготовке к ЕГЭ по русскому языку:

на пи ши те со чи не ние по про чи тан но му тек сту.
Сфор му ли руй те одну из про блем, по став лен ных ав то ром тек ста.
Про ком мен ти руй те сфор му ли ро ван ную про бле му. Вклю чи те в ком мен та рий два при ме ра-ил лю стра ции из про чи тан но го тек ста, ко то рые, по Ва ше му мне нию, важны для по ни ма ния про бле мы ис ход но го тек ста (из бе гай те чрез мер но го ци ти ро ва ния).
Сфор му ли руй те по зи цию ав то ра (рас сказ чи ка). На пи ши те,...

0 0
15

Подготовка к экзаменам и их сдача – страшнейший кошмар любого школьника. Кроме того, что вы должны выучить кучу теории и вовремя вспомнить ее на тесте, вам нужно еще и правильно написать текст. Чтобы выполнить эту миссию на «отлично», необходимо для начала понять и запомнить, что являет собой структура сочинения по русскому языку (ЕГЭ).

Основная трудность, с которой сталкивается большинство учеников при написании своих творений, это процесс определения проблемы, которая в нем затрагивается. Если вы сформулируете ее неправильно, то получите за свою работу от 2 до 5 баллов вместо 23 максимальных.

Основные составляющие

После определения темы и проблемы текста пора переходить к построению его структуры. Без этого невозможно качественно сдать ЕГЭ (русский язык). План сочинения, как правило, состоит из следующих частей:

- вступление;

- комментарий проблемы;

- позиция автора;

- ваше мнение;

- аргументы;

- вывод.

...
0 0
16

Чтобы грамотно написать сочинение-рассуждение части C ЕГЭ по русскому языку, надо следовать определенному клише.
1) Сначала необходимо обозначить проблему текста, поднимаемую автором в произведении. Начать сочинение-рассуждение ЕГЭ можно с вопроса и ответить на него. Также можно начать с одной из готовых языковых формул: автор в своей статье пишет (говорит, спорит, размышляет) о … Или используйте удачно подобранную цитату.
2) Далее прокомментируйте эту проблему. Можно дать комментированный пересказ текста (не простой пересказ!)
3) Потом сформулируйте позицию автора. Для этого пункта тоже существуют свои заготовки: автор с тревогой говорит о наболевшей проблеме, автор считает, что…, автор призывает читателя задуматься о…, автор открыто выражает свою позицию.
4) Так же нужно сформулировать свою позицию и аргументировать ее. Желательно привести два примера: один из художественной литературы и один из жизни. Если вы помните только пример из классической литературы,...

0 0

Реклама