Что такое культурная память?

1
...
0 0
2
...
0 0

3
...
0 0
4

На следующих страницах:

И.П. Смирнов. Как рождается история?

Поль Рикёр. Память, история, забвение

Ю. А. Арнаутова


Культура воспоминания и история памяти


История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени /

Под ред. Л.П. Репиной. - М.: Кругъ, 2006, с.47-55


В середине XIX в. немецкий историк Иоганн Густав Дройзен сформулировал мысль о том, что воспоминания суть сущность и потребность человека и общества, и в этом смысле — предмет и признак истории 1. Спустя почти 70 лет французский социолог, ученик Э. Дюркгейма Морис Хальбвакс, продолжил тему воспоминаний в истории в своей работе «Память и ее социальные условия» (1925): в общественном сознании манифестируются коллективные воспоминания, которые суть обусловленная современностью реконструкция прошлого. Воспоминания, следовательно, могут рассматриваться как коллективный социальный феномен (М. Хальбвакс называет это «коллективной...

0 0
5

В чем она выражается — в сохранении могил предков, в приумножении их наследия, в почтении их памяти? Что такое культурное наследие?

Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами и чертами куль туры. Они бывают двух видов — материальными и нематериальными.

Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два изме рения — материальную культуру и нематериальную культуру. Материальные памятники культуры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним восстанавливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир

43Капица СП. Сколько людей жило, живет и будет жить на земле. Очерк теории роста человечества.
...

0 0
6
...
0 0
7

Развитие общества и развитие культуры, в том числе и художе ственной, возможно потому, что человек и человечество сохраняют в своей памяти то, что происходило в прошлые века, что открыто, познано, стало известным.

Память противостоит забвению, уничтожающей силе времени.

Память — необходимое условие самосознания личности. Чело век только тогда человек, когда он знает, кто он и откуда, чей он сын и где его родина, кому обязан он своей жизнью. Знание этого рождает чувство ответственности перед другими людьми, связывает человека с прошлым и будущим. Утрата памяти приводит к утрате представлений о самом себе, к потере собственного Я.

Понимание этого важно не только людям, творящим искусство, потому что художественное творчество всегда индивидуально, но и всем другим, потому что восприятие искусства так же индивидуаль но, личностно. Это тоже творчество. Однако нельзя преуменьшать опасность исторического нигилизма, опасность забвения прошлого. Искусство постоянно...

0 0
8

Текст
научной работы на тему "Культурная преемственность, культурная память и традиция: соотношение понятий как культурологическая проблема". Научная статья по специальности "Культура. Культурология"

тально-игровой фильм «Цензуру к памяти не допускаю» А. Пороховщикова и др.
Наряду с фильмами, показывающими эволюцию социальных идеалов, существуют и такие, в которых отражение данных идеалов вовсе отсутствует. Такого рода кинопроизведения бывают двух видов. Одни имеют проблемную направленность и представлены в жанрах остросюжетных, мистических картин, триллеров, фильмов-катастроф, комедий, приключенческих фильмов, эротики. Они рассчитаны исключительно на развлечение, аттракцион. Тем самым стирается сама потребность у зрителей в социальных идеалах, происходит уход от них.
Вместе с тем есть и другие картины исключительно позитивной направленности, выполненные в жанрах социальной драмы и...

0 0
9
...
0 0
10

В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно только, чтобы то, что культура держит в памяти, было достойно её

Введение

Что же происходит с нами?

Только мы вправе менять свою судьбу. Так почему же многие люди пытаются уничтожить то, что веками хранили?

Почему мы не можем сохранить частичку истории для потомков, как это сделало прошлое поколение для нас?

Д.С. Лихачев много задумывался над проблемой культурного наследия, и над тем, что сохраняется в культурной памяти. Он утверждал: «В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно только, чтобы то, что культура держит в памяти, было достойно её». Именно эти слова побудили меня взяться за написание данной работы, с целью доказать, что сохранение культурных ценностей важно для будущих поколений. Кроме этого, хотелось бы решить в этой работе целый ряд задач:

.Узнать что такое историческая и культурная память.

2.Разобраться в...

0 0
11

Название: Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности.
Автор: Ян Ассман
Издательство: Языки славянской культуры
Год: 2004
Страниц: 368
ISBN: 5-94457-176-4
Формат: djvu
Качество: Хорошее
Язык: Русский
Размер: 5,45 мб

Книга гейдельберского египтолога профессора Яна Ассмана посвящена роли, которую играет память о прошлом в построении культурных идентичностей, в том числе политических. Память о прошлом находит свое зримое выражение в письменности, с изобретением которой мир человеческого общежития переживает революционные изменения. Эти процессы получают в книге теоретическое обоснование, а затем рассматриваются на примере трех высоких культур древнего Средиземноморья: Египта, Израиля и Греции.
Книга обращена ко всем интересующимся современными культурологическим подходами к изучению Древнего...

0 0
12
...
0 0
13
...
0 0
14

Ассман Я. Культурная память: Письмо и память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности /Пер. с нем. М. М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с. (Studia historica)

Историки много говорят и пишут о переменах в понимании исторического исследования как отличительной особенности современного этапа развития исторической науки. Проблема исторической памяти выходит в этих дискуссиях на первый план. Это не случайность, а скорее реакция на основополагающие проблемы внутри современного общества. Повальное увлечение исследованиями памяти отвечает возросшему вниманию к субъективной стороне познания.

Такой интерес сопряжен с почти всеобщим ощущением конца определенной культурной традиции, заставляющим задуматься о традиции и прерывности в истории. По мнению выдающегося немецкого египтолога Яна Ассмана, тема памяти все больше превращается в «новую парадигму науки о культуре».

Книга Ассмана (немецкое издание вышло в 1992 году)...

0 0

Реклама